Полицейский радар — устройство для определения и фиксации скорости движения автомобиля. Радары активно используются для контроля скоростного режима практически во всех странах мира. Различают два вида полицейских радаров: радиочастотный и лазерный.
Радиочастотный радар (доплеровский радар) излучает высокочастотный радиосигнал X-, K- или Ka-диапазона в направлении движущегося автомобиля. Отраженный сигнал возвращается обратно к радару с измененной частотой. Получив отраженный сигнал, вычислительный модуль радара определяет и отображает скорость автомобиля, в направлении которого производился замер скорости движения.
Второй тип полицейских радаров — лазерный радар (лидар) или как его еще не редко называют, оптический. Лидар излучает короткие импульсы лазера вне зрительного диапазона в направлении движения автомобиля. Эти импульсы отражаются от транспортного средства и принимаются радаром. Разницу по времени между излучением и приемом лазера вычислительный модуль радара преобразует в дистанцию до объекта измерения, а на основе последовательного изменения дистанций с равными интервалами времени рассчитывает и отображает скорость движения автомобиля.
Зачастую радаром неверно называют противоположное по принципу действия устройство — радар-детектор — пассивный приемник сигналов полицейских радаров, предупреждающий водителя о необходимости соблюдать установленный скоростной режим. Полицейские радары устанавливают преимущественно на опасных участках дорог: радар-детектор, вовремя предупредивший водителя об опасности, главным образом содействует обеспечению безопасности водителя, его пассажиров и пешеходов, нежели просто помогает избежать очередного штрафа. Обзору самых популярных в России моделей полицейских радаров посвящена настоящая статья.
Радар «Искра-1»
Радар «Искра-1» — надежный и эффективный измеритель скорости, работающий в K-диапазоне. Уже 15 лет радар успешно используется дорожно-постовыми службами для контроля скоростного режима на дорогах России. «Искра-1» работает на удвоенной частоте K-диапазона, что существенно повышает надежность измерений при неблагоприятных погодных условиях. Отличительной особенностью моделей «Искра-1» является моноимпульсный способ измерения скорости. Этот режим обеспечивает высокое быстродействие прибора: параметры движения автомобиля радар рассчитывает всего за 0,2 секунды. При этом радар практически невидим для всех неадаптированных под российские условия радар-детекторов зарубежного производства: все они воспринимают короткоимпульсный сигнал «Искры» как помеху.
Характеристики |
|
Тип прибора | радар |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный (в движении) |
Дальность обнаружения | до 800 м |
Диапазон измерения скорости | 30—220 км/ч |
Погрешность измерения | ±1 км/ч |
«Искра-1В» предназначена для работы в стационарном режиме, преимущественно в одном направлении. Радар позволяет практически в любых условиях выделить в дорожном потоке транспортное средство с наибольшей скоростью, превышающую скорость потока всего на 5 км/ч.
«Искра-1Д» — первый российский радар, способный работать во всех направлениях в движущейся патрульной машине. За одну секунду радар успевает совершить пятикратное измерение собственной скорости и скорости цели, исключить возможные погрешности, обработать результаты измерений и вывести их на табло, последовательно отображающее скорость цели, собственную скорость и время с начала измерения.
Радар «Бинар»
Особенностью «Бинара» является наличие двух видеокамер: первая служит для широкого обзора дорожной ситуации, вторая ведет съемку крупным планом автомобиля нарушителя с различимым номерным знаком на расстоянии до 200-т метров. Прибор способен работать стационарно или во время движения патрульного автомобиля ДПС. Наличие двух видеозаписей в дополнение к показаниям радара упрощают контроль ситуации на дороге и повышают достоверность выявления нарушителя ПДД. «Бинар» оснащен энергонезависимой картой памяти в формате SD, обладает малым весом, способен заряжаться от бортовой сети автомобиля и может синхронизироваться с компьютером. Управление радаром осуществляется при помощи пульта дистанционного управления или сенсорного экрана.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, видеофиксатор |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный |
Дальность обнаружения | до 300 м |
Диапазон измерения скорости | 20—300 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Радар «Беркут»
Полицейский радар «Беркут» предназначен для контроля скорости одиночных транспортных средств или автомобилей в плотном потоке движения. Обладает возможностью выбора самой ближней или самой быстрой машины. Радар оснащен подсветкой индикатора и кнопок, позволяющей инспектору ГИБДД фиксировать скорость автомобиля в темное время суток. «Беркут» может работать 10 часов без подзарядки и измерять скорость как стационарно, так и в режиме патрулирования. Радар удобен в применении и легко монтируется на приборную панель автомобиля. В зависимости от ситуации к устройству можно присоединить рукоять, кронштейн или видеофиксатор.
Характеристики | |
Тип прибора | радар |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный |
Дальность обнаружения | до 800 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Радар «Визир»
Во время определения скорости радар «Визир» осуществляет фото- и видеозапись автомобиля нарушителя, что помогает инспектору ГИБДД в разрешении спорных ситуаций. В снимок сделанный «Визиром» вносятся результаты измерений скорости, а так же контрольные дата и время. Прибор производит измерения во всех направлениях и способен работать как стационарно, так и в патрульной машине. Радар оснащен встроенным ЖК-дисплеем и простым меню с удобным расположением управляющих клавиш. В приборе есть функция автоматического измерения скорости и записи нарушения ПДД. «Визир» можно подключать к внешнему монитору и передавать данные на компьютер.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, видеофиксатор |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный |
Дальность обнаружения | до 600 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Фоторадарный комплекс «Крис»
Фоторадарный комплекс «Крис» предназначен для автоматической фиксации нарушений ПДД, распознавания номеров транспортных средств, проверки их по федеральным или региональным базам и передачи данных на удаленный пост ДПС. Прибор оснащен инфракрасной камерой, что позволяет ему работать в ночное время суток. «Крис» устанавливается на треноге недалеко от края проезжей части и измерят скорость только тех автомобилей, которые находятся в кадре.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, фотофиксатор |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный |
Дальность обнаружения | до 150 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250 км/ч |
Погрешность измерения | ±1 км/ч |
Есть «Крис-С» — стандартная модель фоторадарного комплекса и «Крис-П» — улучшенная модель с новым фоторадарным датчиком.
Лазерный радар «Лисд-2»
Лазерный радар «Лисд-2» предназначен для измерения скорости движения и дальности до различных объектов, использует узконаправленное световое излучение позволяющее выделить конкретный автомобиль в плотном потоке транспортных средств. Лидар выполнен в виде бинокля с оптическим прицелом, работает только стационарно, но измеряет скорость по всем направлениям. Предусмотрено крепление плечевого ремня и возможность установки прибора на штатив.
Характеристики | |
Тип прибора | лидар, фотофиксатор |
Длина волны лазера | 800—1100 нм |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный |
Дальность обнаружения | до 400 м |
Диапазон измерения скорости | 1—200 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Лисд-2М» — стандартная модель лидара. Лисд-2Ф» — улучшенная модель, оснащенная блоком фотофиксации.
Радар «Сокол-М»
Мобильный радар «Сокол-М» — автономный радиолокационный измеритель скорости, работающий в устаревшем X-диапазоне. Прибор предназначен для определения скорости только встречных автомобилей. Габаритный, удобный в использовании, радар способен контролировать скорость как отдельных автомобилей, так и движущихся в потоке на расстоянии 300—500 м. Отлично распознается «белыми» радар-детекторами любой ценовой категории. Радар «Сокол-М» был снят с производства в 2008 году, но из-за высокой надежности, удобства в обращении и относительно небольшой цены очень широко используется сейчас в России и странах содружества.
Характеристики | |
Тип прибора | радар |
Рабочая частота измерителя скорости | 10500—10550 МГц (X-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный движении |
Дальность обнаружения | до 600 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Модельный ряд
- «Сокол-М-С» предназначен для стационарного контроля скоростного режима и имеет регулируемую дальность действия. Все модели «Сокол-М» работают в импульсном режиме Ultra-X, что делает эти радары трудноуловимыми для радар-детекторов низшей ценовой категории и моделей, неадаптированных для использования в российских условиях.
- «Сокол-М-Д» предназначен для замеров скорости встречных и попутных транспортных средств в движущемся патрульном автомобиле.
- «Сокол-Виза» — мобильный комплекс замера скорости и видеофиксации представляет собой радар «Сокол-М», работающий в паре с цифровой видеокамерой. Система работает в стационарном режиме (устанавливается преимущественно на неподвижный патрульный автомобиль) и может измерять скорость только встречных машин. Комплекс «Сокол-Виза» фиксирует на видео не только нарушения скоростного режима, но и движение на красный свет и пересечение сплошных полос — опротестовать подобное обвинение в нарушении ПДД практически невозможно.
Радар «Радис»
Радар «Радис» обладает высокой точностью и быстрой скоростью измерения с возможностью выбора самого ближнего или самого быстрого автомобиля из транспортного потока. Прибор способен измерять скорость и во встречном, и попутном направлениях, оснащен двумя дисплеями с яркой подсветкой и имеет простое управление при помощи экранного меню. Радар способен проводить измерения скорости, заряжаясь от бортовой сети автомобиля. Вес прибора составляет всего 450 г. «Радис» можно установить в салоне, а так же на капоте или крыше патрульного автомобиля при помощи магнитной подставки. С помощью дистанционного пульта радаром можно управлять удаленно.
Характеристики | |
Тип прибора | радар |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный |
Дальность обнаружения | до 800 м |
Диапазон измерения скорости | 10—300 км/ч |
Погрешность измерения | ±1 км/ч |
Радарный комплекс «Стрелка»
Радарный комплекс «Стрелка» осуществляет измерение скорости всех транспортных средств попавших в зону его действия, что исключает ошибки замера в плотном потоке движения. Камера стрелки начинает отслеживать автомобиль на расстоянии до 350 м и фотографирует автомобиль нарушителя на расстоянии 50 м с четко различимыми номерными знаками. Полученные данные обрабатываются компьютером и передаются на пост по оптоволоконной линии или по радиоканалу.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, фотофиксатор |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный |
Дальность обнаружения | до 1000 м |
Диапазон измерения скорости | 5—180 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Модельный ряд
- «Стрелка-СТ» — стационарный вариант устройства, устанавливающийся над проезжей частью и фиксирующий нарушения по всем направлениям.
- «Стрелка-М» — мобильный вариант прибора с возможностью размещения на патрульной машине.
Радарный комплекс «Арена»
Аппаратно-программный комплекс «Арена» предназначен для автоматического контроля скоростного режима на определенном участке дороги. Подготовка комплекса к работе занимает около 10 минут. «Арена» устанавливается на треноге в 3—5 м от края проезжей части. Превысившие скоростной порог автомобили автоматически фотографируются, а данные о нарушениях передаются на пост ДПС или сохраняются в памяти прибора. Радарный комплекс питается от аккумулятора, расположенного рядом в специальном боксе.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, фотофиксатор, АПК |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | встречное |
Режим измерения скорости | стационарный |
Дальность обнаружения | до 90 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Радар «Рапира-1»
Радар «Рапира-1» используется только для стационарного измерения скорости транспортных средств, способен работать отдельно или в составе различных аппаратно программных комплексов. Радар устанавливается на расстоянии 4—9 метров над дорогой под углом в 25° и позволяет определять скорость автомобиля в узкой зоне контроля.
Характеристики | |
Тип прибора | радар, фотофиксатор |
Рабочая частота измерителя скорости | 24050—24250 МГц (K-диапазон) |
Контролируемые направления движения | встречное |
Режим измерения скорости | стационарный |
Дальность обнаружения | до 20 м |
Диапазон измерения скорости | 20—250км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |
Лазерный радар «Амата»
Лазерный радар «Амата» способен точно измерять скорость и удаленность транспортных средств и фиксировать нарушения ПДД при помощи фото- или видеосъемки. Устройство работает на основе лазерного измерителя скорости, что позволяет достоверно выделить нужный инспектору ГИБДД автомобиль из плотного транспортного потока. Лидар «Амата» оснащен визирной меткой, которая на дисплее устройства или на фотографии совпадает с направлением лазерного луча и является доказательством замера скорости конкретного автомобиля.
Характеристики | |
Тип прибора | лидар, фотофиксатор |
Длина волны лазера | 800—1100 нм |
Контролируемые направления движения | все направления |
Режим измерения скорости | стационарный, патрульный |
Дальность обнаружения | до 700 м |
Диапазон измерения скорости | 1,5—280 км/ч |
Погрешность измерения | ±2 км/ч |